Компьютерная диспетчеризация показаний приборов учета


Компьютерная диспетчеризация показаний приборов учета обеспечивает все условия для ведения поквартирного учета расхода энергетических ресурсов. Счетчик можно установить в зданиях старой застройки, если это технически возможно. Где технические условия не допускают установку счетчиков, проводится переоснащение систем. Кроме счетчиков электроэнергии, которые уже давно стали непременным атрибутом жилого помещения, сейчас устанавливаются приборы контроля расхода воды и тепла. Такие приборы позволяют контролировать и экономить потребление энергоресурсов, расходы домохозяйства на них.

На рынке тепло-энергоснабжения действуют три основных игрока: поставщик энергии, ее потребитель и посредник в лице управляющей компании (УК). Естественно контроль над показаниями приборов важен, в первую очередь, организации. При наличии большого количества теплосчетчиков ей, как продавцу энергоресурсов, необходим достоверный сбор данных, своевременное выставление счетов, а кроме того, следить за корректностью работы приборов учета, желательно онлайн. Это позволило бы выставлять абонентам достоверные и своевременные счета, и, соответственно, избегать скандалов и неприятных судебных разбирательств. Именно так дело обстоит в большинстве европейских стран.

Примеры некоторых технологий сбора и передачи данных

Технология Описание Особенности
M-Bus Решение для жилых домов с поквартирным учетом. Для коммуникации приборов используется двухжильный кабель, аналогичный телефонному проводу. Подключение осуществляется по параллельной схеме. Питание счетчиков и компонентов сети независимы друг от друга.

Невысокая скорость, поскольку счетчики опрашиваются последовательно.

Ограничение на общую длину шины.

Ограничения по количеству считываемых параметров.

LonWorks, BACnet, Modbus и т. п. Используется для объектов со сложной технической инфраструктурой. Решение создано на базе универсальной высокоскоростной шины, которая позволяет осуществлять управление самыми разными инженерными системами. Отсутствие серьезных (для локального применения) ограничений по числу диспетчеризируемых устройств.

Возможность использования в различных целях — от дистанционного управления электродвигателями до автоматизации охранных систем.

Радио, беспроводной M-Bus, Zig-Bee и т. п. Решение для малоэтажной застройки или локальной системы диспетчеризации данных приборов учета, расположенных в одном здании. Объединение оборудования в единую сеть обеспечивается при помощи беспроводных роутеров и радиомодулей, которыми укомплектованы счетчики энергоресурсов. В условиях многоэтажной застройки требует продуманного подхода. Это связано с тем, что обилие высотных железобетонных строений уменьшает радиус действия передатчиков.
GSM/GPRS Связь строится на базе существующих сотовых сетей. Диспетчерский терминал устанавливает прямую связь с каждым узлом учета посредством GSM-модема и антенн. Решение подходит для сильно удаленных объектов. Возможность создания и обслуживания разветвленных и протяженных сетей при сравнительно небольших финансовых затратах.

Зависимость от возможных сбоев и аварий в сети местного провайдера.

На сегодня в нашей стране в удаленном сборе данных энергопотребления заинтересованы, в основном, управляющие компании. Являясь промежуточным звеном между абонентами и ресурсоснабжающей организацией, они ставят своей целью создание прозрачных и добропорядочных отношений с обеими сторонами. Для этого УК нужен надежный коммерческий учет во всех жилых домах, находящихся на обслуживании.

Мякинино (Россия, Московская обл.)

Задача. Перед специалистами компании «НАТЭК Инвест-Энерго», эксплуатирующими энергоцентр «Мякинино», стояла задача обеспечения эффективности работы мини-ТЭЦ. Станция снабжает электроэнергией и теплом комплекс зданий правительства Московской области и собственный административно-офисный блок.

Решение. Установка приборов учета на ключевых этапах производства и их объединение в сеть диспетчеризации.

Реализация. Внедрена система автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП). Она открывает доступ к данным приборов учета в реальном времени и позволяет по запросу с диспетчерского пульта получать всю необходимую информацию. Данный подход полностью исключает вероятность ошибок персонала. В любой момент можно снять «вживую» показания с приборов учета и сверить баланс. Постоянный мониторинг работы оборудования энергоцентра позволяет своевременно реагировать на любые изменения ключевых показателей

Поэтому эффективными оказываются небольшие системы диспетчеризации, выполненные одним «хозяином» под конкретную задачу. Это либо управляющая компания, либо промышленное предприятие.

Эксплуатация счетчиков

Дома и квартиры оснащаются счетчиками воды и тепла разных видов. Существуют приборы учета механические, ультразвукового типа, электромагнитные, вихревые. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но все они через время требуют поверки. Кроме того, у владельцев счетчиков после установки приборов учета появляются обязанности по предоставлению информации о показания устройств перед снабжающими организациями. Каждый месяц необходимо снимать показания, направлять их в абонентский отдел. Это позволяет контролировать точность прибора, расход энергоресурсов. Это доставляет определенные неудобства владельцу счетчиков. Необходимо тратить время на снятие данных и их передачу. К тому же проблематично своевременно определить повышенный расход энергоресурсов, их утечку. Система диспетчеризации позволяет удаленно контролировать работу счетчика, снимать его показания, контролируя и расход ресурсов, и затраты на их потребление.

Система диспетчеризации

Диспетчеризация квартирных приборов учета с импульсным выходом предусматривает создание диспетчерского пункта, в котором действует рабочее место диспетчера, оснащенное соответствующим программным обеспечением. С помощью программы диспетчер контролирует исправность всего оборудования, наличие связи между объектами сети, с контроллерами. Результаты проверки отображаются с помощью программы. На основании них делаются выводы о работе системы, принимаются решения о необходимости проведения работ. Диспетчером регистрируются возникающие в системе важные события. Если возникает аварийная ситуация, диспетчер подает сигнал, характеризует ситуацию. В зависимости от требований системы, определяются средства обмена информацией системы диспетчеризации. Если объекты располагаются в местах, в которые нецелесообразно проводить кабель, обмен информацией осуществляется с помощью беспроводной связи. Широко используются для беспроводной передачи данных возможности мобильной связи. Благодаря такой связи данные поступают быстро, надежно. Есть возможность с помощью сигналов, подаваемых удаленно, управлять оборудованием.

Для обеспечения диспетчеризации с помощью мобильной связи используется GSM/GPRS-модем, подключаемый к сети разъемом RS232. Доступ в сеть интернет открывают операторы мобильной связи. В этом случае рядом со счетчиком устанавливается адаптер, который дополняется Sim-картой мобильного оператора. Если в данном месте хорошее качество связи, то передача данных будет осуществляться без сбоев. От данного счетчика можно будет получить информацию из интернета, с любого компьютера в сети, на котором установлено соответствующее программное обеспечение.

Автоматический сбор данных со счетчиков производится посредством проводной связи или радиоканала. Если система основана на сборе информации посредством радиоканала, то в любое время к ней могут присоединяться без проблем другие устройства. К тому же для присоединения таких устройств не нужно прокладывать кабель, долбить стены.

С помощью проводной связи диспетчерский компьютер может быть установлен в этом же доме, где стоят счетчики. Кабель может прямо подключаться от счетчика к компьютеру. Параллельно к двухпроводной шине можно присоединять несколько счетчиков. При этом в сеть включается конвертер с M-Bus на RS232 или USB.

Надо сказать, что система удаленного сбора данных приборов учета приносит прибыль. Помимо прямого сокращения трудозатрат на обходы тепловых пунктов, можно выделить следующие преимущества:

Отсутствие ошибок. Все же точность ручного метода съема данных энергопотребления оставляет желать лучшего. В то время как удаленные системы сбора показаний приборов учета не дают сбоев.

Возможность удаленного контроля работы приборов и системы отопления. Как следствие — оперативное устранение нештатных ситуаций.

Возможность обслуживать большее число объектов, не расширяя штата.

Долгопрудный (Россия, Московская обл.)

Задача. Перед компанией «Теплосервис», устанавливающей
и эксплуатирующей приборы учета в новых домах города, стояла задача снижения трудозатрат своих сотрудников. Это позволило бы увеличить количество обслуживаемых объектов.

Решение. Объединение оборудования тепловых пунктов в сеть диспетчеризации с возможностью контроля параметров теплоснабжения новостроек города из единого диспетчерского пункта.

Реализация. Управление и мониторинг состояния всего оборудования тепловых пунктов, включая приборы учета, тепловую автоматику, насосы отопления и ГВС, осуществляется из диспетчерского центра. Полученная информация в режиме реального времени отображается на экране компьютера. Данные обновляются каждые 10 с. В случае наступления нештатной ситуации оповещение поступает на мобильный телефон инженера.

Диспетчеризация позволила значительно уменьшить время работы обслуживающего персонала за счет того, что отпала потребность в периодических обходах тепловых пунктов. Теперь специалисты выезжают
на место только в случае поступления сигнала о неполадках.

На деле экономия трудовых ресурсов получается колоссальной. Ведь, как правило, на балансе у крупных УК или ЖЭКов стоит несколько сотен тепловых пунктов. А штат слесарей весьма ограничен. Конечно, ежедневные или даже еженедельные обходы в этих условиях невозможны. А значит, и аварийная ситуация без удаленного контроля будет обнаружена далеко не сразу.

Преимущества диспетчеризации

Возможности системы диспетчеризации поднимают на новый уровень удобство эксплуатации приборов учета, контроль расхода ресурсов на всех уровнях системы снабжающей организации. Среди функций, которые реализует система:

Мониторинг состояния оборудования. С нижнего уровня системы в центральный диспетчерский пункт направляются данные узлов учета.

Аварийное оповещение. В случае аварийных ситуаций в диспетчерский пункт направляются соответствующие сообщения.

Передача показаний счетчиков.

Сохранение протоколов событий, в которых указаны аварии, действия диспетчера, аварийные оповещения, включения и выключения оборудования.

Регулярное архивирование данных, исключающее потерю информации.

Возможность составления баланса расходов для выявления фальсификаций.

После внедрения системы диспетчеризации отпадает необходимость в ежемесячном обходе потребителей с целью контроля работы приборов и снятия показаний. Работа системы избавляется от риска возникновения ошибок по вине человека.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *